Школьная служба медиации

Школьная медиация – это подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях образования.

Школьная медиация это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров. Школьная медиация помогает в решении конфликтов не только между обучающимися, но и между администрацией и родителями, в педагогическом коллективе.

Служба школьной медиации эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Цели: 

  1. Создание условий успешной социализации детей.
  2. Снижение количества правонарушений через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Задачи:

  • создание системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением;
  • создание системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми из неблагополучных семей, детьми с девиантным (общественно опасным) поведением;
  • повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска, существующими органами и организациями по работе с детьми.

Деятельность службы школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях

У школьной медиации есть свои особенности в процедуре проведения

  1. Медиативные встречи могут носить формальный и неформальный характер. Во время формальной встречи медиатор или пара медиаторов в назначенное время встречаются с конфликтующими сторонами в определенном месте. Встреча может быть разной по времени в зависимости от сложности конфликта. Иногда требуется несколько встреч в течение недели.
  2. Медиация, которая случается на переменах (если медиаторы заметили конфликт и вмешались), на игровой площадке, в коридоре, во время обеда, относится к неформальной и проводится медиаторами достаточно быстро. В целом одна медиативная встреча (или медиативная сессия) в учреждении на I ступени общего образования длится обычно 15 минут, на второй ступени — 35 минут и около часа — на III ступени.
  3. Конфликтующие стороны и медиаторы вне процесса медиации состоят в дружеских или деловых отношениях.
  4. Принцип добровольности в школьной медиации соблюдается частично. При необходимости администрация имеет право направлять школьников на медиацию. Тем не менее даже в этом случае согласие на участие в процессе — дело добровольное.
  5. Принцип конфиденциальности в школьной медиации имеет ограничения. Если медиаторы в ходе обсуждения узнают о жестоком обращении с детьми, употреблении наркотиков, суициде или фактах физического насилия, они должны сообщить об этом. Об ограничениях принципа конфиденциальности сообщается во вступительном слове.
  6. В случае медиации между учениками не очень глубоко прорабатывается уровень чувств.
  7. После окончания медиации и заключения соглашения обязательно необходима повторная встреча примерно через две недели для проверки выполнения соглашения или внесения в него изменений.

Медиаторы следуют кодексу этики, который подразумевает соблюдение конфеденциальности медиатором. Медиацию среди учителей, между учителями и родителями или администрацией школы проводят медиаторы, работающие в данной школе, не задействованные непосредственно в рассматриваемом конфликте. Медиация может помочь в решении достаточно широкого круга проблем, однако не стоит забывать, что она не является панацеей. Существует ряд ситуаций, в которых этот метод не используется. Это случаи сексуального насилия, попытки суицида, употребления наркотиков, применения оружия, нарушения закона. Медиация является действенной в решениях конфликтов, связанных с нарушениями в социальных медиасетях, трудностями в межличностных отношениях, конфликтов из-за слухов и сплетен, при жульничестве и кражах, расовой и культурной конфронтации, актах вандализма, классных или внешкольных спорах, запугивании, незначительных стычках и драках.